?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Ждем вас 22 марта в 21:00
на
"Пурим-пати"

 
(click!)

Вход в карнавальных костюмах категорически приветствуется! 
Интервью с Ильей Верховским


ЭЛИ БОРОДЕРЛ О ГИТАРЕ ПО ИМЕНИ МАШЕНЬКА, ВСЕМИРНОМ ЯЗЫКЕ ИДИШ И ЧЁРНО-БЕЛЫХ ДИСКУРСАХ ЦЫГАНСКОГО БЛЮЗА
 
- Значит, «Оркестр русско-еврейского блюза Эли Бородерла». Ну, поехали.
Почему оркестр?
-Потому что у меня есть правая нога. А на ней надет чёрный ботинок. И этот ботинок стучит по полу – тук-тук-тук! Значит, барабаны мне уже, в общем, по барабану. Ещё у меня есть 12-струнная гитара. Гитара не простая, а хитрая. Вот древние и средневековые кельты, германцы и иже с ними называли свои волшебные мечи по именам. Чёрные блюзмены – называли уже свои гитары по именам – у Би Би Кинга, например, была гитара «Люсиль». Вот, а мою 12-струнку зовут Машенька. На ней так и написано латиницей « Я Маха». А по еврейски я её называю Машкеле. Или – когда праздник и хочется выпить – просто – а биселе Машке! Машкеле хорошая, но иногда бывает расстроенная или капризная. Любит, чтоб её гладили. И тогда – мурлычет и звенит. И я придумал специальную такую виртуозную  гитарную технику для неё – чтобы играть ритм и соло и бас одновременно (до меня в этих звуковых пространствах играли только двое – чёрный техасец Лайтнин Хопкинс и белый нью-йоркец Юрий Наумов) . И Машенька радуется. И я вместе с ней.
А ещё у меня есть столовый кухонный нож. Это совершенно на всякий случай. Скользить по струнам. Если Машенька взбунтуется до истерики. Знаете – все эти женщины на грани нервного срыва…
И ещё есть губная гармошка. Но если на ноже я умею играть, то на гармошке - нет. Зато я на ней песню сочинил. На трёх языках, между прочим.
И вы ещё спрашиваете почему у меня оркестр?
-Хорошо. Тогда к слову о трёх языках. Почему русско-еврейского?
-Потому что не экимосско-корейского! Я кто? (с папиросой, в пальто?). Я – русско-еврейский человек. Все мои отцы и праотцы до Аврума, Ицхока и Янкева были евреи. А все мои матери, и праматери – до Василисы Премудрой и сестрицы Алёнушки – были русские. Поэтому я сам по себе, в некотором роде – кросскультурный феномен, синтезирующий русское всечеловечество с всечеловечеством еврейским. И - о языках – тут тоже всё просто – русский язык знаю и помню я, а идиш – знает и помнит меня.
-А откуда у тебя в Ханты-Мансийске завёлся идиш?
-От бессонных глаз… Ниоткуда. Свалился с неба, я думаю. Со мной, 5-летним на идиш говорила только прабабушка Люба. Дедушка Ося в моём юном возрасте научил меня одному слову, зато хорошему – «фидалэ», «скрипочка». Потом, лет в 16, по какому-то хасидскому сидуру я случайно выучил алеф-бэйс. И немножко стал слушать еврейских песен на идиш. А потом у меня само собой стало много друзей из http://community.livejournal.com/ru_yiddish/, с которыми мы на идиш переписывались. И лет пять назад я понял, что идиш во мне ожил. Весело подмигнул и состроил хитрую рожицу. И я стал переводить. Ицика Мангера и Шике Дриза в основном – из классической еврейской поэзии – и традиционные песенные тексты. Точнее, я это называю не перевод, а перемурлыкивание. Есть такое слово на идиш – «мурмл» - «бормотание». Вот, я хожу себе – бормотаю, мурлыкаю. И перемурлыкиваю…
 
Йидалэ со скрипкой,
У Берла контрабас
И вся-то жизнь их – песенка
О чём? О всех о нас.
Так им ли быть в печали?
Зайт фрейлах!
В добрый час!
 
За этим делом нечаянно попал к замечательным людям из Москвы, которые делают ежегодный сборник-альманах МУЗЫКА ИДИШКАЙТА. И уже третий год печатаюсь там со своими эссе и «перемурлыкиваниями». Познакомился с удивительными музыкантами –Аней Смирнитской и Женей Славиной, Пашей «Короленко» и Иваном Жуком. А в Иерусалиме очень подружился с феноменальной певицей и актрисой, очень добрым и весёлым человеком Рут Левин. И научил её сына Лейбеле стоять на голове. И играть в пристенок ещё.
Вот откуда у меня идиш. Потому что он такой язык – сказочный, добрый, волшебный. И всех хороших людей соединяет. Это всемирный язык. Вот я сочинил про это стихотворение:
 
А я совершенно не знаю немецкий.
(Как, впрочем, например, и латинский и грецкий)
Немецкий мне кажется - немножко смешной.
Очень забавно коверкает наш язык родной.
Наш язык вселенский, небесный идиш -
На котором никогда никого не обидишь.
Он давно-предавно был арамейским,
Ещё когда Израиль был государством армейским,
А когда произошла мировая демобилизация,
И ушла путешествовать наша цивилизация,
Стал путешествовать и язык,
В коем - тысяча лет как миг,
И взял он в себя слов старонемецких,
И позже - славянских,
И ещё немножечко иных, басурманских.
Потому и есть наш язык - открытый всему миру,
Поскольку он всех впускает в свою квартиру.
И такие же сказки и песни наши.
Не верите? Спросите моей сестричке Наташе!
 
-А где сестричка Наташа?
 
-В Ришон-ле-Ционе. А мама – в Риге. А папа после 30 лет в Ханты-Мансийске – теперь в Феодосии. А папин брат дядя Миша с семьёй – в Хельсинки. А младшая сестричка Кристина – после 10 лет в Израиле – ныне в Литве. А я с двумя сыновьями – в Ханты-Мансийске. Это у нас такая семейная игра. «Вокруг света» называется. Или, как я в детстве искренне думал: «Клубкино путешествие». А, и ещё, конечно, я кроме Ханты-Мансийска ещё вот здесь живу: http://ilya-verhovsky.livejournal.com/
А над избушкой у меня табличка: СКАЗКИ ЭЛИ БОРОДЕРЛА.
 
-Так, с русским и еврейским понятно. А почему блюз?
-Потому что это самый верный дискурс. Клезмер – и блюз. Неблизнецы, но братья. Каждый свои истории говорит, и тем бесценен. Я в последнее время много размышлял об истинности дискурса, вот сидел и размышлял-размышлял – меня ведь хлебом не корми – дай только поразмышлять о дискурсе. А вы знаете, что такое дискурс? Это такой диск, который идёт таким-то курсом, понимаете? Вот те диски, на которых записи, особенно старые – клезмера и блюза – у этих дисков очень верный курс. Их дискурс истинен. А вот мы с вами – у нас ведь тоже есть внутри черепа такие диски. Наподобие редиски! И там записано всё, как мы смотрим на мир. И пьём кефир. А истинен ли персональный дискурс каждого из нас? Вопрос. Так вот, я дискурсами жонглирую. Чтобы они подружились. Потому что, если их ломать – будет плохо. Как говорит мой младший сын Тимкеле трёх с половиной лет: «Нам не надо в мире зла – Злого Чёрного Козла!». Долой чёрные дискурсы!
Так вот, о блюзе. О неграх и евреях. О людях с общей судьбой. Речь идёт о некоей культурной матрице, об архетипе ИЗГОЯ, ЧУЖОГО, МАРГИНАЛА. Последние 5 веков у афроамериканцев и евреев этот архетип общий - и очень сходный. Запрет-невозможность ассимиляции, абсолютно закрытое внутреннее ядро культуры и сакральной традиции – и абсолютно открытые, синтезирующие множество культур, каналы коммуникации с внешним миром. Я бы сказал так – блюз, соединив госпел, спиричуэл, уорк-сонг, рэгтайм, ковбойские песни, йодли и т.д. – то есть чёрную традицию с белой (это блюзовые шахматы!) вместе с джазом создали язык мировой музыки 20 века. А клезмер, соединив славянские, румынские, венгерские, греческие, в общем, восточноевропейские локальные музыки – создал великую советскую музыку. Которой больше нет.
И нельзя забывать ещё об одном уникальном дискурсе. Это евронегры или негроеврепейцы – цыгане. Феноменально влияя сразу на всё: на блюз и джаз – через Джанго Рейнхарда, на клезмер (в составе ранних клезмер-капелл были и цыгане) и русско-советскую музыку – через стилизованную кабацко-романсовую традицию и отдельных самородков вроде Алёши Димитриевича.
То есть, цыганская музыка Алёши, например – это чистый цыганско-еврейский блюз по-русски. Это человеческая экзистенциальная тоска по Абсолюту.
Чего и вам.
 
И я хочу сказать вам ещё очень важную вещь. Знаете, вот Гитлер, имах его шмой, очень чётко обозначил, с точки зрения своей расовой теории три культуроразрушающие расы: евреев, негров и цыган. И расу недочеловеков-славян. А Ницще ещё раньше сказал, что когда идёшь к женщине, нужно брать с собой плётку. И ещё - что скажет женщина, делать всё наоборот. Гитлер был похож на истеричную женщину, это раз. Вот плёткой истории по Третьему рейху и схлопотал.
А я – как раз делаю всё наоборот. Это два.
 
Да, евреи, негры, цыгане и русские. Да, кросскультурный перформэнс. Да, распознавание зловещего в современном дискурсе. Да, акробатические номера, ибо в перевёрнутом мире, стоя на голове – ты ближе к Верхнему Миру. Да, концерты-лекции с элементами импровизационного этно-театра. Да, Игра. Да, всерьёз. Да, чтоб вам было не скучно и чтоб вы были здоровы.
Блайбт лихтик.
Оставайтесь светлыми.
Это «Оркестр русско-еврейского блюза Эли Бородерла».

В 10:30 – Toster- Party 

 

Ди-джеи Genk, Kislii, Hamster, Real&Baba
 

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
freebornman
Mar. 13th, 2008 10:14 pm (UTC)
Простите за дурацкий вопрос. (Пожалуйста).
Можно ли просто прийти и заплатить на входе, или надо заказать билеты заранее?
Сами мы не местные, из Рамат-Гана, но хотим приобщиться к столичной Хантымансийской культуре :-)))
skizze_gallery
Mar. 14th, 2008 07:29 am (UTC)
Конечно,можно. Но лучше будет, если сообщите о вашем приезде, чтоб мы знали сколько стульев подставлять...И приезжайте, не пожалеете!
freebornman
Mar. 14th, 2008 10:53 am (UTC)
Отлично, спасибо, мы приедем. Нас двое.
osnsz
Mar. 19th, 2008 03:53 pm (UTC)
адрес?
osnsz
Mar. 19th, 2008 03:56 pm (UTC)
спасибо, нашла!
polinashepherd
Aug. 19th, 2008 01:49 pm (UTC)
Клубкино путешествие - я тоже так думала!
Очень интересно, спасибо.
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

shut
skizze_gallery
Skizze. Club-Gallery.

Latest Month

December 2013
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031